Sitemap   Sitemap      ru    ua  
EcoAudit

Экологические исследования в Украине

 



  Навигация  

  Последние новости  

  Поиск  

  База документов  

  Новости навигация  



 Документация 
Начало раздела > Статьи > Экологический аудит

Внедрение экологического аудита как механизм улучшения экологического состояния природной среды





     Действующая в текущее время система контроля соблюдения всех требований Законодательства Украины в экологической деятельности предприятий не обеспечивает восстановления нарушенной жизнедеятельностью окружающей среды к природному состоянию, в связи с тем, что предприятия и учреждения не имеют четкого видения всех факторов, которые отрицательно влияют на экологическое состояние природной среды. До этого времени в государственной практике были известны и распространенно внедрялись две основные процедуры учета экологических факторов при реализации новых проектов и других решений, связанных с модернизацией и реконструкцией предприятий, — оценка влияния на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза. Но эти процедуры были направлены на внедрение ранних действий по предотвращению отрицательных влияний деятельности, действий, которые только планируются. На действующих предприятиях и объектах, как правило, использовали систему экологического контроля, связанную с периодическими инспекционными проверками специально уполномоченных органов Минприроды. Инициативы, которая бы поступала от руководства предприятий или других заинтересованных органов в экологических исследованиях на территории объектов или отдельных производств, как правило, не было. Это обусловлено в первую очередь тем, что экологические мероприятия, по мнению руководителей, — затратное средство, к которому надо так и относиться. Но в современных условиях реформирования экономики, стремления Украины к вступлению в Европейское и мировое сообщество, взгляды и отношение к экологическим проблемам, безусловно, должны меняться. Еще одним стимулом, который должен изменить мышление владельцев и руководителей производств при решении экологических проблем, является стремление привлечь внимание иностранных инвесторов для реконструкции и наиболее экологически безопасного переоборудования предприятий, с целью быть наравне в дальнейшей конкурентной борьбе на мировых рынках. [4]

     Механизмом, который направлен на повышение экологической обоснованности и эффективности деятельности субъектов хозяйствования, — является Закон Украины “Об экологическом аудите”, который введен в действие в Государстве с 24 июня 2004 г. [1]

     Надо отметить, что экологический аудит начал проводиться в экономически развитых странах еще в 70-х годах прошлого столетия, как средство защиты интересов предпринимательских структур, и был направлен на снижение уровня риска для окружающей среды и здоровья людей, а также содействие регулированию мер в области охраны окружающей природной среды. Как стратегическое направление природоохранной деятельности было выбрано создание и усовершенствование методов и средств защиты окружающей среды в конце производственного цикла, используемых на “конце трубы”. Но возможности этого направления были быстро использованы. На Международной конференции по проблемам охраны окружающей среды в Женеве в 1978 году был избран путь на техническое переоснащение производства, где за основу были взяты ресурсосберегающие и малоотходные технологии, довольно высокозатратные средства защиты окружающей среды. Поиски малозатратных и эффективных технологий и средств сохранения окружающей среды привели к развитию экологического менеджмента [2].

     В 1984 году Национальное Агентство по охране окружающей природной среды (ЭРА) США разработало концепцию аудита для федеральных агентств, начав использовать директивы экологической политики, которые рекомендовали, учитывая нормативные требования, идентифицировать фактические и потенциальные проблемы охраны окружающей среды. Во многих штатах США введено обязательное экологическое аудирование в случае купли-продажи недвижимости, в том числе земельных участков.

     Экологический аудит, который играет важную роль в регулировании конфликтов между Национальным агентством по охране окружающей среды США и компаниями — нарушителями экологического законодательства, проводится обязательно, если причиной правонарушения является отсутствие экологической программы на предприятии или неадекватность ее экологическим требованиям. При регулировании исков против тех, кто повторно нарушает природоохранное законодательство, или против постоянных нарушителей применяются обязательные программы экологического аудита.

     Начиная с конца 90-х годов прошлого столетия, коммерческие банки большинства промышленно развитых стран начали использовать экологический аудит в целях предупреждения риска неплатежей по займам своих заемщиков и банкротства в связи с их деятельностью в области окружающей среды.

     В 1992 году в Великобритании вводится национальный стандарт BS 7750 — первый Европейский стандарт по экологическому менеджменту, который по своей характеристике полностью вписывался в требования уже действующего стандарта качества BS 5750, что намного упростило его введение в жизнь.

     В марте 1992 года Европейской Союз (ЕС), с целью создания стимулов использования приемов экологического аудирования для оценки деятельности предприятий, разработал “Требования к экоаудированию”. Эти требования декларировали не только проверку выполнения требований природоохранного законодательства, но и задачи собственной политики предприятия. В 1993 году были полностью согласованы и опубликованы Требования к созданию схемы экологического менеджмента и аудирования (EMAS) для промышленных предприятий.

     В 1992 году на Уругвайском раунде переговоров в рамках Генерального согласования по тарифам и торговле (ГАТТ) и Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро было принято решение о разработке международных стандартов в области экологически ориентированного управления. На основе этого решения в 1993 году Международная организация по стандартизации, созданная еще в 1946 году, образовала Технический комитет “Экологическое управление” (ISO/TC 207), который приступил к разработке Международных стандартов по экологическому менеджменту (стандарт ISO 14000) с учетом международных стандартов качества продукции (ISO 9000), уже зарекомендовавших себя с лучшей стороны. Появление ISO 14000 в серии международных стандартов системы экологического менеджмента на предприятиях и производственных компаниях, по признанию ученых, это наиболее значительная международная природоохранная инициатива.

     Характерной особенностью этих стандартов является то, что они сориентированы не на количественные параметры (объемы выбросов, концентрации веществ и т.п.) и не на технологии (требования использовать или не использовать определенные технологии, требования использовать “наилучшую доступную технологию”), а на то, чтобы в организациях вводили и соблюдали определенные процедуры, были подготовлены определенные документы, назначены ответственные за определенные области экологически значимой деятельности.

     Внедренный в Украине Закон «Об экологическом аудите» определяет основные правовые и организационные средства осуществления экологического аудита, которые в своей основе имеют элементы требований наиболее современных разработок в области управления окружающей средой. Наиболее весомым вкладом в теоретические разработки осуществления экологических аудитов в Украине были работы, проведенные в НАН Украины под руководством Шевчука В. Я. [3]

     Руководствуясь положениями Закона Украины «Об экологическом аудите», объектами экологического аудита являются предприятия, учреждения и организации, их филиалы и представительства, системы управления окружающей природной средой и другие объекты, предусмотренные законом, независимо от форм собственности и формы деятельности.

     Экологический аудит в Украине может быть добровольным или обязательным.

     Обязательный экологический аудит осуществляется по заказу заинтересованных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления относительно объектов или видов деятельности, которые представляют повышенную экологическую опасность.

     В основном, первоочередными в этом списке, который утверждается Кабинетом Министров Украины, будут предприятия, которые обанкротились, или подлежат приватизации либо приобретению, или передачи в государственную, коммунальную либо негосударственную собственность.

     Добровольный экологический аудит будет внедряться относительно любых объектов экологического аудита по заказу заинтересованных субъектов. Это могут быть инвесторы или наблюдательный совет, руководитель производства или совет директоров, которые пожелают определиться в вопросе: на каком уровне находится их предприятие в соблюдении законодательных актов Украины по охране окружающей природной среды, или по другим вопросам, определенным Законом Украины «Об экологическом аудите».

     Конкретные задачи экологического аудита обуславливаются Заказчиком и Исполнителем в договоре. Как правило, предметом рассмотрения при проведении экологического аудита являются:
  • виды деятельности, которые связаны с охраной окружающей природной среды, природопользование;
  • состояние окружающей среды на производственном или природном объекте;
  • системы управления окружающей средой;
  • соблюдение природоохранного законодательства и обусловленных экологических требований;
  • использование экоресурсов;
  • процесс обращения с отходами;
  • финансовые риски, которые связаны с ответственностью за нарушение обусловленных экологических требований.

     Для Кривбасса, где в последние годы перешли (или находятся в процессе передачи) в негосударственную собственность такие гиганты железодобывающей и металлургической промышленности как Северный, Центральный, Южный, Ингулецкий ГОК, ОАО «КГМК «Криворожсталь», Криворожский железорудный комбинат и т.п., для экологического аудита есть широкое поле деятельности.

     Город, в пределах которого техногенная загруженность превышает все мыслимые границы, для возобновления окружающей среды к нормальной для жизни человека, безусловно, нуждается в больших материальных, денежных и человеческих ресурсах.

     В городе насчитывается 3,5 тыс. га нарушенных пород от подземной добычи железной руды:
  • более чем 9 тыс. га находится под образованными техногенными формами рельефа: от карьеров глубиной 200-400 м до отвалов высотой до 85 м;
  • более чем 5 тыс. га находится под хвостохранилищами, в которых заскладировано свыше 1,5 км3 мелкозернистого песчаного грунта;
  • свыше 50 млн. м3 шахтных вод с минерализацией 2-100 г/дм3 откачивается каждый год из недр;
  • около 160 млн. м3/год сбрасывается хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод;
  • более чем 300 тыс. т образуется бытовых отходов и прочее.

     На сегодня промышленные предприятия в основном только осуществляют платежи за текущее загрязнение окружающей среды и мало, а большей частью совсем не уделяют внимания восстановлению окружающей среды. Государственные экологические инспекции, которые осуществляют экологический контроль, из-за их малочисленности в больших промышленных регионах, таких как, например, Днепропетровская, Запорожская и Донецкая области, не способны в полном объеме отслеживать все отрицательные последствия деятельности предприятий за много лет. К тому же количество таких предприятий каждый год увеличивается в связи с разделением больших предприятий, особенно это касается Кривбасса и Донбасса, где горнорудные предприятия или отдельные составляющие их инфраструктуры (например, шахтные), которые закончили свою деятельность, передаются в собственность поселков, городов или Государства, без проведения соответствующей рекультивации земельных участков (восстановления экологического состояния), без вложения в этот процесс нужных больших материальных и финансовых затрат. Поэтому, один из главных вопросов, которые поставлены Законом Украины «Об экологическом аудите», это вопрос распределения ответственности за экологические последствия деятельности предприятия до его приватизации.

     Как уже отмечалось, согласно требованиям Закона, проведение экологического аудита на предприятиях, в учреждениях и организациях предполагается на добровольной основе. В это же время для объектов или видов деятельности, которые представляют повышенную экологическую опасность, в соответствии с перечнем, утвержденным Кабинетом Министров Украины, в частных случаях (банкротство, приватизация, передача в долгосрочную аренду объектов государственной или коммунальной собственности и т.п.) должен проводиться обязательный экологический аудит. Это требование в первую очередь направлено на то, чтобы на время выше упомянутого действа можно было иметь:
  • характеристику фактического состояния объекта экологического аудита;
  • оценку эффективности и достоверности его природоохранной деятельности, соответствия требованиям законодательства Украины по охране окружающей природной среды;
  • характеристику состояния природоохранного оборудования и сооружений;
  • сведения об уплате экологических сборов и платежей;
  • ущерб, причиненный окружающей природной среде, и т.п.

     По результатам экологического аудита предприятия смогли бы разработать долгосрочные экологические программы, которые были бы представлены заинтересованным органам власти.

     Получение таких материалов разрешало бы органам исполнительной власти или органам местного самоуправления в дальнейшем контролировать деятельность предприятий в области охраны окружающей природной среды и ее возрождения.

     Проведение экологического аудита будет оказывать содействие внедрению единой государственной политики, относительно долгосрочных экологических программ по восстановлению экологического состояния окружающей природной среды, привлекая к этому не только государственные, а в основном, не государственные средства предприятий-загрязнителей.

ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК

  1. Закон України «Про екологічний аудит» від 24.06.2004 р. № 1862-IV.
  2. Лимонова И.В., Гаврилова В.В., Щеглова М.В. Экологический менеджмент и экологический аудит./ Государственный комитет по охране окружающей среды Российской Федерации.
  3. Шевчук В.Я., Саталкін Ю.М., Навроцький В.М. Екологічний аудит: Підручник. — К.: Вища школа, 2000, — 344 с.: іл.
  4. Ковалева Н.Г., Хумарова Н.И. Функции хозяйственного контроля, экологического аудита и экспертизы в формировании рыночных отношений. — Одесса: ИПРЭЭИ НАНУ, 1998. — 141 с.



© 2008 Портал «Экоаудит» ecoaudit.com.ua




Дата: Четверг, 30 Март 2006
Прочитана: 4686 раз

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Аналітична інформація щодо напрацювань в сфері екологічного аудиту ряду країн
    Вернуться назад


  •   Актуальная статья  

      Nota Bene  

      Полка эколога  

      Ваше мнение  

      Посетители