За экономические успехи китайцам приходится расплачиваться экологией. Власти страны вынуждены прибегать к неординарным мерам, чтобы обеспечить людей водой и прекратить вырубку леса.
Подавляющее большинство китайцев относятся к 1 апреля, как к самому обычному дню. Поэтому жителям Поднебесной было не до смеха, когда они узнали о введении в этот день нового налога на... палочки для еды. Отныне цена на этот непременный атрибут каждой китайской семьи увеличится как минимум на 5 процентов.
Удастся ли с помощью экономических мер заставить китайцев перейти на ложки с вилками, неизвестно. Зато известно, что промышленность выпускает ежегодно около 45 млрд. палочек длиной от 20 до 25 см, на что уходит 1,7 млн. кубометров древесины, или 25 млн. взрослых деревьев.
Палочки для еды давно являются главной заботой китайских «зеленых». Правительство, конечно, больше волнуют проблемы экономики. После вырубки, к примеру, лесов вокруг Пекина столица регулярно подвергается атакам песчаных бурь. В каких-то нескольких часах езды от города на севере уже начинается пустыня.
Положение с окружающей средой в Китае катастрофическое: 16 из 20 самых загрязненных городов нашей планеты, по данным Всемирного банка, находятся в Китае. Более 400 тыс. китайцев ежегодно умирают от болезней, связанных с загрязнением окружающей среды.
Китай скоро перегонит США по объемам выбросов в атмосферу вредных веществ. На трети территории страны регулярно идут кислотные дожди, около 70 проц. рек и озер загрязнены. При нынешних темпах развития промышленности уровень загрязнения, по оценкам специалистов, через 15 лет увеличится более чем вчетверо.
Одними палочками китайские власти, принявшие пятилетний план борьбы с расслоением китайского общества по доходам, не ограничились. Для защиты окружающей среды и уменьшения разрыва между богатыми и бедными с 1 апреля введены 5–20-процентные налоги на предметы роскоши: яхты, дорогие часы, мячики и клюшки для гольфа, лимузины, деревянные стеновые панели и многое другое.
Большое внимание уделено и автомобилям. Китай уже превратился из страны велосипедов в страну машин. «Железных коней» в Поднебесной – 107 млн., и это число быстро увеличивается. Автомобильный рынок Китая считается третьим на планете по объемам продаж после США и Японии. Треть потребления нефти в Китае сейчас уходит на бензин для машин. Налог на автомобили с объемом двигателей более 2 л вырос с 8 до 20 процентов. Легче придется покупателям машин с объемом двигателя от 1 до 1,5 литра. Для них налог увеличен с 3 до 5 процентов.
В довершение ко всему в Китае очень тяжело с водой. Пекин и другие крупные города находятся в привилегированном положении. Обстановка в них более или менее благополучная, особенно по сравнению с засушливыми северо-западными районами страны, где редкий год обходится без сильной засухи.
На одного китайца приходится всего лишь 2200 куб. м воды в год. Это почти в пять раз меньше средней нормы по планете. По словам Шен Хуарена, заместителя председателя Народного собрания КНР, более 300 млн. китайцев испытывают серьезные трудности со снабжением водой. Это очень много даже для Китая.
Орудия и ракетные установки, размещенные на окружающих Пекин Благоухающих холмах, нацелены в небо и борются с нехваткой воды. Батарея состоит из 30 артиллерийских орудий и 20 ракетных установок. И таких устройств в стране десятки.
При первом появлении на небе туч и облаков артиллеристы открывают по ним огонь снарядами, начиненными хлоридом серебра. Кроме этого, с самолетов распыляют жидкий азот и йодид серебра. В результате химических реакций влага собирается сначала в капли, затем замерзает в снежинки. Падая вниз, они тают и превращаются в дождь. Выделяющееся при этом тепло «затягивает» в облако из окружающего воздуха новую влагу.
Однако далеко не все ученые видят в химии панацею от бед. Чжан Киан, заместитель начальника департамента искусственного климата Пекина, объясняет, что проверить, сколько дождей выпадает благодаря усилиям людей, а сколько – по естественным причинам, крайне трудно.
К этому добавляются и... морально-этические соображения. Искусственные дожди с юридической точки зрения вполне можно считать кражей чужой влаги. Уже произошла необычная ссора между пятью городами в центральной провинции Хэнань – они обвиняли друг друга в краже «не принадлежащих им туч».
Нехватку воды еще больше усиливает расточительность, с которой ее используют. Специалисты считают, что на создание национального продукта в Китае уходит в 5(!) раз больше воды, чем в среднем по планете.