По воздействию на климат планеты ночные полёты авиалайнеров намного хуже, чем дневные. Результаты этого исследования появились в Nature в статье доктора Никола Стубера (Nicola Stuber) и его коллег из британского университета Ридинга (University of Reading).
Речь идёт об инверсионных следах и их воздействии на глобальное потепление. Учёные выяснили, что негативное воздействие авиации на тепловой баланс Земли можно сильно сократить, если выполнять большинство полётов днём, и только самые необходимые — ночью.
Следы за самолётами отражают как тепловое излучение, идущее в космос от планеты, так и солнечный свет сверху. Но нагревающий эффект при этом превышает охлаждающий, и в сумме следы (также, как и перистые облака), ускоряют потепление климата. Ночью работает только эффект "одеяла" от такого следа, так как солнечных лучей нет. Потому ночью воздействие следов за самолётами на климат планеты — сильнее.
Исследователи сообщают, что хотя ночные полёты составляют четверть воздушного трафика, они дают 60-80% общего нагревающего эффекта от инверсионных следов за полные сутки. Кроме того, зимние полёты вносят больший вклад в глобальное потепление, чем полёты в другие сезоны. При доле менее четверти от годового трафика, полёты зимой дают половину нагревающего эффекта за год работы мировой авиации.
И хотя среди других факторов человеческого воздействия (выбросы заводов, например) инверсионные следы вносят небольшой вклад в глобальное потепление, нужно заранее и детально изучать их влияние, так как мировые объёмы авиаперевозок интенсивно и постоянно растут.