Итак, миновал год с момента, как Джон и Сэнди Спаллино взяли в лизинг водородную Honda FCX, став первыми на планете частными лицами, получившими в повседневное пользование авто на топливных элементах.
Спаллино, живущие близ Лос-Анджелеса, стали первой семьёй, пользующейся постепенно разворачиваемой в Калифорнии сети водородных заправок — Hydrogen Highway. Их машина накрутила многие тысячи миль в обычных поездках: детей отвезти в школу, родителей — на работу, потом уик-энд, футбол, супермаркет... В общем — никаких поблажек, обычная круглогодичная эксплуатация.
Honda FCX показала себя надёжным автомобилем. Никаких проблем с ним не было, удобством, безотказностью и послушностью авто Спаллино остались довольны. А это значит, что автомобильные топливные элементы на водороде перестали быть экзотикой, работающей, по большей части, на блистающих выставочных стендах.
Единственное "неудобство": соседи по потоку постоянно норовят задержать обладателей водородного чуда распросами, как, мол, машина, сколько "ест" водорода, и так далее, комфортна ли.
Жизнь этой Honda FCX в семье Спаллино продолжится, как минимум, ещё год. Между тем, в парках компаний и муниципальных структур в разных странах различные модели водородных авто также проходят "проверку боем".
Так, ещё в 2004-м в Лондоне прошло экспериментальное годовое испытание городских водородных автобусов, построенных DaimlerChrysler, также на топливных элементах.
Однако большее распространение, похоже, получает другое направление водородного транспорта — машины с водородными ДВС. В частности, Mazda нелавно начала лизинг (но для компаний) водородных автомобилей с роторно-поршневым двигателем Ванкеля, BMW уже несколько лет эксплуатирует целый флот из опытных водородных "семёрок", а на днях компания Ford первой начала серийное производство водородных моторов, снабдив ими небольшой автобус.
|