Фотографии и дневники Влияние изменений климата на флору и фауну легко определять, используя старые дневники, фотографии и дагерротипы. Исследование, которое это доказывает опубликовали Ричард Примак и Абрахам Миллер-Рашинг из Бостонского университета.
Исследователи климата и экологи используют сложные технологии компьютерного моделирования и тонкие палеоботанические методы для оценки динамики изменений среды, возникающих как естественным путём, так и вследствие деятельности человека. Однако, как показали Примак и Миллер-Рашинг, тех же и даже больших результатов можно добиться, исследуя фотографии и записи, сделанные людьми около века назад, а иногда даже - опрашивая долгожителей.
Данные, которые им удалось собрать у натуралистов-любителей, фермеров, садовников и фотографов, фиксировавших на плёнку ландшафты, достоверно свидетельствуют: сейчас листья покрываются листьями раньше, а птицы меняют маршруты миграции. Меняется и характер цветения многих растений.
Проведенные исследования доказывают, что изменения климата затрагивают не только далёкие и экзотические виды животных или растений, но меняют жизнь повсюду. По мнению учёных, их работа должна помочь убедить в реальности глобального потепления не столько учёных, пришедших в этом вопросе к консенсусу, а, скорее, политиков, среди которых ещё есть сомневающиеся.
К примеру, в одном из дневников говорится, что каролинские утки прилетели в пригород Бостона в середине апреля. Сейчас этот вид птиц стабильно возвращается с зимовки в конце февраля.
Ещё большей наглядностью обладают фотографии. В распоряжении учёных - фотография кладбища, сделанная в мае 1868 года. При сопоставлении с фотографиями этого же кладбища в наше время, ясно видно: сейчас все деревья к маю покрыты листьями. В XIX же веке май был холодным месяцем, и ветки оставались ещё голыми.
Старые полотна Французский импрессионист Клод Моне мог быть первым, кто оставил точные свидетельства об интенсивности лондонского смога в Викторианскую эпоху. Такой вывод сделали ученые из Бирмингемского университета Джейкоб Бэйкер и Джон Торнс, проанализировав серию живописных работ, написанных художником в 1899-1901 гг, на которых изображено здание парламента в Лондоне, сообщает Newscientist.
Чтобы точно установить, писал ли Моне свои картины строго с натуры или же дорабатывал их в студии во французском Живерни, ученые определили положение солнца на девяти живописных работах художника. Сравнение результатов исследования с данными военно-морской обсерватории США позволило установить даты написания работ, которые совпали с теми, которые упоминаются в переписке художника. Следовательно, на картинах Моне отображено реальное положение солнца, и изменения в студии не вносились.
Исходя из этого, исследователи сделали предположение, что лондонский смог на полотнах импрессиониста также отображает реальное состояние атмосферы. Более того, ученые считают, что изучение колористики картин позволит определить, из каких частиц состоял смог в Викторианскую эпоху. Таким образом, появляется возможность получения информации о состоянии атмосферы в прошлом, когда прямые инструментальные замеры еще не были проведены.
|