15 августа в северо-восточной части Индийского океана произошла масштабная экологическая катастрофа. Как передаёт агентство Reuters, в 470 км к западу от острова Большой Никобар загорелось судно Amar, следующее под сингапурским флагом. Неподалёку от него находился танкер Bright Artemis, принадлежащий компании Mitsui O.S.K.
Идущий под флагом Филиппин танкер принял сигнал SOS, и капитан принял решение идти на помощь. Во время спасательной операции корабли столкнулись, и Amar пробил обшивку танкера, везущего из Омана и Саудовской Аравии в Японию 250 тыс. тонн нефти.
По сообщению капитана танкера, из двух повреждённых танкеров в море вылилось около 4,5 тыс. тонн углеводородного сырья. Дальнейшую утечку удалось предотвратить. Команда горящего судна спасена, пожар на танкер не перекинулся, передаёт агентство "Киодо Цусин".
Сейчас судно следует в Японию, сообщили агентству в компании Mitsui O.S.K. и добавили, что данный инцидент, "возможно, наиболее серьезное происшествие, связанное с разливом нефти, в истории японских нефтеперевозок".
Работы по локализации пятна усложняют климатические и географические факторы. В летнее время года в северной части Индийского океана господствует тёплое муссонное течение, которое, в частности, несёт воду мимо Никобарских островов в сторону острова Суматра. Течение проходит вдоль всей западной части острова, а затем и мимо острова Ява. Начать же работы по сбору с поверхности воды нефтепродуктов можно будет только на подходе к островам, однако к этому времени в данной части океана могут произойти необратимые процессы.
Нефть-сырец (а именно её вёз танкер Bright Artemis) в морской воде постепенно делится на фракции. Часть из них уходит на дно, часть остаётся на поверхности, но больше половины рассредотачивается в толще морской воды. Наиболее качественно убрать нефть можно только в первые дни, пока она ещё не расслоилась. Но к тому моменту, когда 4,5 тыс. тонн подойдут к островам, сделать это будет фактически невозможно. Качественному перемешиванию нефти в морской воде поспособствует и шторм, из-за которого в конечном итоге столкнулись суда. Поэтому о предстоящих экологических и экономических последствиях катастрофы можно пока только гадать.
Последняя крупная экологическая катастрофа подобного рода произошла у берегов Испании - в ноябре 2002 года на мель сель танкер Prestige, который перевозил 77 тыс. тонн нефти. 19 ноября танкер раскололся и затонул примерно в 150 км от побережья Галисии. Несмотря на объединённые усилия всех спасателей Европы, авария нанесла огромный ущерб Средиземному морю.
Тогда, по оценкам экспертов, из танкера вылились 16 тыс. тонн нефтепродуктов, а 60 тыс. затвердели и остались на дне вместе с судном. В данном случае такого исхода не предвидится: во-первых, сейчас не ноябрь, а август, да и течение, в котором произошла катастрофа, тёплое. Поэтому, скорее всего, большая часть из вылившихся 4,5 тыс. тонн (причём нефти, а не более тяжёлых нефтепродуктов) дойдёт до берега.
|