Угроза экологической катастрофы привела к тому, что еще в 2002 году на утилизацию ядерного наследия СССР в рамках программы "Глобальное партнерство" страны "Большой восьмерки" запланировали выделить около двух миллиардов долларов. И часть из этих денег пошла на строительство хранилища в Мурманске, которое профинансировала Великобритания.
Мурманск, порт на скалистом восточном побережье Кольского залива в Баренцевом море, - город сугубо мирный, однако сильное влияние на него оказывает северный сосед - Североморск, база российского Северного флота. Одним из побочных эффектов такой близости является тяжелая экологическая обстановка - атомные подлодки, это не только безопасность государства, это еще и радиоактивные отходы.
Впрочем, отработанное ядерное топливо и прочие отходы жизнедеятельности атомных кораблей, производят не только военные. На севере и в советское время, и в настоящее действовали и действуют мирные суда с ядерными силовыми установками. В основном это ледоколы, хотя в ведении "Атомфлота", который управляет атомной эскадрой, есть даже один такой лихтеровоз.
Утилизация отработанного ядерного топлива - процесс очень сложный. Сначала топливо - тепловыделяющие урановые стержни - сгружают на специальное судно - плавбазу. Затем с нее их перегружают на другую плавбазу, которая называется "Лотта".
Только на ней топливо можно упаковать в особые транспортировочные контейнеры, которые затем по железной дороге перевозят на южноуральский комбинат "Маяк" - единственный, который перерабатывает отработанные урановые стержни. Блоки стержней называются "активными зонами", и такими зонами "Лотта" оказалась переполнена - из 16 активных зон заполнены уже 14.
"Лотта" - это единственное судно, которое может вывозить топливо с наземных хранилищ, расположенных на Кольском полуострове. Эти хранилища, построенные еще в советское время, теперь уже технически и морально устарели. Многие реакторные отсеки подлодок и вовсе хранятся на плаву. Всю это свалку ядерных отходов необходимо ликвидировать, ибо она грозит экологической катастрофой.
Возможно, ввод в строй хранилища, построенного на британские деньги, не решит самые насущные проблемы с хранением и переработкой ядерного топлива, но это первый и необходимый шаг по пути к полному очищению Кольского залива от отходов, которые в будущем угрожают экологической безопасности.
|