Согласно последним исследованиям Университета Британской Колумбии, в случае государственной поддержки уже к 20020 году топливо, получаемое из древесины, может стать конкурентоспособной коммерческой альтернативой топливу, производимому из кукурузы. В настоящее время кукурузный этанол смешивается с бензином, чтобы достичь цели, поставленной правительством: включить в содержимое транспортного топлива некоторую долю возобновляемого его заменителя. По сравнению с кукурузным, древесное биотопливо считается более устойчивым, но в настоящее время не производится в достаточных количествах ни в Канаде, ни в и США, так как затраты на его получение слишком велики. |
В исследовании, опубликованном в последнем номере журнала Biofuels Bioproducts & Biorefining, предлагается несколько возможностей для снижения вышеуказанных затрат. Исследователи из Факультета лесного хозяйства Университета Британской Колумбии уверены, что крупномасштабное коммерческое производство древесного этанола, известного также как целлюлозный этанол, приведет к сокращению капитальных и эксплуатационных затрат и поможет в совершенствовании технологических процессов, используемых при его производстве, что позволит этому виду топлива успешно конкурировать на рынке без государственной поддержки.
«По мере расширения промышленного производства, целлюлозный этанол, вероятно, станет более конкурентоспособным на рынке возобновляемых источников топлива по сравнению с этанолом, получаемым из кукурузы», — говорит Джейми Стивен, аспирант Университета Британской Колумбии и главный автор научной работы.
Исследования Стивена показывают, что экономическая целесообразность производства древесного этанола может быть увеличена за счет снижения капитальных затрат на оборудование и оснастку, сокращения расходов на производство ферментов и получение дохода от побочных продуктов реакции, например электричества. Сегодня ферменты необходимы для процесса разложения древесины и являются одной из основных статей затрат, связанных с производством.
Промышленные объемы получаемого биотоплива и спрос на него растут, а технологические инновации и малозатратная экономика помогут снизить производственные расходы.
Закон США «Об энергетической независимости и безопасности» от 2007 года требует, чтобы до 2022 года к потребляемому в стране бензину ежегодно добавлялось 117 миллиардов литров этанола. В Канаде, согласно постановлению федерального правительства, в бензине должно содержаться пять процентов возобновляемого топлива.
При сгорании древесного биотоплива образуется меньшее количество выбросов парниковых газов, и оно требует сравнительно немного воды для производства. Основной компонент древесины — целлюлоза — является самым распространенным полимером на Земле, а люди не употребляют ее в пищу, в отличие от крахмала и сахара, содержащихся в кукурузе и сахарном тростнике. Таким образом, для производства топлива из древесного этанола вовсе не нужно использовать в качестве сырья продовольствие, а значит, может быть снижена конкуренция за земли сельхозназначения.
«Если произвести чисто экономическое сравнение себестоимости продукции между древесиной и кукурузой, то кукуруза окажется на сегодня более приемлемым вариантом по причине низкой цены сырья, — говорит Стивен. — Если же мы будем рассматривать и другие факторы, такие как энергетическая безопасность, влияние на окружающую среду и доступность ресурсов, то целлюлозный этанол, без сомнения, — самый конкурентоспособный вариант для Канады и США».
В Канаде древесные отходы, стебли кукурузы и солома рассматриваются в качестве сырья для производства древесного этанола.
Стивен также отмечает, что 35 лет назад Бразилия приняла решение инвестировать значительные средства в производство этанола из сахарного тростника. Сегодня в этой латиноамериканской стране транспортные средства, работающие на альтернативном топливе, используют до 100 процентов этанола и государственные субсидии для промышленного его производства почти исчезли.
«У нас промышленное производство древесного этанола требует государственной поддержки, чтобы стать экономически жизнеспособным, — говорит Стивен. — В исследования и разработку целлюлозного этанола было сделано много инвестиций, особенно в США и Канаде. Огромные усилия предприняты для снижения стоимости производства, но предстоит еще долгий путь, прежде чем объемы производства этанола из древесины и из кукурузы сравняются».
Эти исследования были поддержаны Канадским Советом по естественным наукам и инженерным исследованиям (NSERC) и Советом по инновациям Британской Колумбии (BCIC).
|