В европейских странах уже вовсю вводятся нормы "Евро-4", которые еще более жестко по сравнению с нормами "Евро-3" ограничивают содержание вредных веществ в выхлопных газах, - концентрация монооксида углерода, углеводородов, окислов азота и сажи снижена на 20-50 процентов. Словом, пешеходам в Европе теперь есть чему радоваться - им будет чем дышать.
А вот украинскому пешеходу пока радоваться нечему. Несмотря на бурный рост количества автомобилей на городских улицах, экологические нормы у нас все еще отстают от европейских на десять лет.
Дело в том, что до недавнего времени в Украине действовала система ограничения вредных веществ в выхлопных газах авто на уровне норм "Евро-1". С июля 2006-го мы плавно переходим на "Евро-2". Благодаря чему в стране действует запрет на первую регистрацию легковых автомобилей с карбюраторными двигателями, признанными наиболее вредными для окружающей среды.
"Евро-2" ужесточает требования и к качеству потребляемого автомобилями топлива, и к содержанию вредных примесей в выхлопе. Так, содержание бензола в выхлопе по новым стандартам должно составлять не более 5 процентов от объема, серы - не более 500 мг/л, CO - 4,0 г/л и CH - 1,1 г/л, что в несколько раз ниже прежних предельно допустимых параметров.
Чем обернулось для нас введение норм "Евро-2"? Тем, что пресловутые карбюраторные авто (в основном отечественного и российского производства) в середине лета можно было купить значительно дешевле, потому как изначально спрос на них был невелик, а после снижения дилерами цен примерно на 500 долларов они худо-бедно разошлись.
Объяснение этому факту очень простое - инжекторные модели дороже своих карбюраторных аналогов. А при той небольшой стоимости, за которую украинский покупатель готов приобрести отечественный автомобиль, даже 500 у.е. для него являлись весомым аргументом в пользу пусть не совсем "чистого" на выхлоп, но аналогичного по удобству и простоте в эксплуатации авто.
Кроме того, обязательным требованием ввода норм "Евро-2" является сертификация каждой новой машины, ввозимой в Украину или произведенной внутри страны. То есть дилеры уже перестали ввозить карбюраторные легковушки в Украину, потому как они не соответствуют экологическому стандарту, и теперь выбор невелик - или покупать новую машину с инжектором, или искать карбюраторную, но б/у.
Немного иная ситуация на рынке грузовых и коммерческих автомобилей. Нормы "Евро-2" на них начнут распространяться только с 1 января 2007 года. Потому и купить полюбившегося карбюраторного "помощника" можно еще сегодня. Но времени на раздумья остается все меньше.
Естественно, и авто такого класса должны будут иметь соответствующий сертификат. Насколько нам известно, большинство автомобилей уже прошли такую сертификацию, чтобы с 1 января не попасть под запрет.
Владельцы карбюраторных машин могут не переживать. Этот пункт касается только тех автомобилей, которые будут проходить первую регистрацию в МРЭО. Тем, кто уже обзавелся таким "стальным конем", естественно, проходить сертификацию не нужно.
Ситуация в этом сегменте немного осложняется тем, что спрос на автомобили этого класса довольно высокий. Более того, сегодня доля коммерческой техники российских марок ГАЗ, УАЗ, ИЖ составляет около 67 процентов на украинском рынке (данные "Автоконсалтинга" за 8 месяцев 2006 г.). Доля же рынка грузовых автомобилей ГАЗ и ЗИЛ по данным за аналогичный период составляет 26 процентов.
Эти популярные на рынке автомобили - лидеры продаж - оснащаются карбюраторными двигателями. Автомобили и моторы проверены временем, а их производство за многие годы идеально отлажено. Низкие цены на автомобили, простота и дешевизна в эксплуатации, низкая цена на используемое топливо - все это поддерживало высокий спрос на коммерческие и грузовые автомобили. За многие годы они зарекомендовали себя надежными и неприхотливыми машинами.
Но ограничения, как уже становится ясно, коснутся их в первую очередь. После того как они уйдут с рынка, предложения будут изобиловать инжекторными моделями. С точки зрения экологии - все хорошо. А вот с точки зрения предпринимателя - не очень.
Уже сейчас становится ясно, что популярные авто станут дороже примерно на 500-1000 у.е. В этих условиях, с точки зрения минимизации затрат при покупке техники, вполне конкурентоспособными будут выглядеть китайские автомобили. Но их качества, особенно по проходимости, не до конца изучены украинским потребителем.
Как нам удалось выяснить, дилеры пока не намерены ограничивать продажу карбюраторных моделей. Правда, ввоз такой техники они уже прекращают. И судя по тому, что спрос на них достаточно высокий, все они удачно распродадутся со складов. По словам операторов рынка, в страну уже ввозятся и инжекторные авто популярных марок, но из-за своей дороговизны они расходятся куда медленнее.
Те автолюбители, которые успели сэкономить на покупке авто, приобретя карбюраторную модель, могут не бояться, что их оштрафуют за использование такой машины. Не имеют права делать вам замечания и во время прохождения техосмотра.
Справка:
Что такое стандарты "Евро"?
Стандарты "Евро" по содержанию в выхлопе автомобиля токсичных веществ были введены Европейской экономической комиссией (ЕЭК) ООН. Стандарт "Евро-1" предусматривает выброс бензиновым двигателем оксида углерода (СО) не более 2,72 грамма на километр пути, углеводородов (СН) - не более 0,72 г/км, оксидов азота (NO) - не более 0,27 г/км. "Евро-1" действовал в Европе с 1993 года, а в 1996-м его сменил более жесткий - "Евро-2". В нем, в частности, ужесточены почти в три раза (0,29 против 0,72) нормы по содержанию в выхлопе углеводородов. Стандарту "Евро-3" соответствуют все новые машины, выпущенные в европейских странах с 2001 года. Сейчас Европа переходит на еще более жесткий стандарт "Евро-4", а с 2009 года развитые европейские страны планируют перейти на "Евро-5".
Требованиям "Евро-2" не отвечают все автомобили, оборудованные карбюраторными двигателями, а также инжекторными без катализатора. Требования "Евро-2" регламентируют не только токсичность отработавших газов, но и состав воздушной среды вокруг автомобиля. Для этого предусмотрена соответствующая система улавливания паров бензина.
Стандартам "Евро-2" не отвечают ряд грузовиков с карбюраторами (среди которых - продукция "ГАЗ", "УАЗ", "ЗИЛ", "ИЖ" и др.).
|